Вчера наткнулся на очень поучительный прецендент — всем рекомендую ознакомиться.

ЗАО ИНСИ (Челябинск) подало иск к ставропольскому ООО НПО АСК-5 о взыскании 1 млн руб. компенсации за нарушение авторских прав на содержимое (контент) сайта. Истец, владеющий сайтом insi.ru, обнаружил, что на сайте ask-5.ru, используемом ООО НПО АСК-5, размещены элементы контента insi.ru — фотографии, графические элементы, цветовое решение, расположение фрагментов относительно друг друга.

Разработку своего сайта ИНСИ заказало в июне 2005 года, а разработка дизайна и программного обеспечения сайта ask-5.ru началась в ноябре 2005 года. Зафиксировать нарушения ИНСИ удалось с помощью нотариуса, который в апреле 2006 года оформил протокол осмотра сайта. В мае 2006 года НПО АСК-5, к которому обратилось ИНСИ, удалило со своего сайта всю информацию, взятую с insi.ru. ИНСИ тем не менее потребовало компенсации, но в 2007 году арбитражный суд Ставропольского края и Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа иск отклонили. Суды решили, что контент сайта не является объектом авторского права, поскольку не доказана его уникальность, неповторимость и новизна. Сходство между сайтами, по мнению судей, «вытекает из единства информации и фактов, заложенных в содержании контента».
Президиум ВАС (Высший Арбитражный Суд) в последствии эти решения отменил, направив дело на новое рассмотрение. Ошибка судов нижестоящих инстанций заключалась в том, что они оценивали лишь один из элементов контента — тексты, не оценивая дизайн и графику сайта. А судьи ВАС определили, что контент сайта является составным произведением, составителю которого принадлежит авторское право на подбор или расположение материалов. Составное произведение, по мнению судей ВАС, должно защищаться независимо от того, являются ли объектами авторского права его части, например информация.

Как мне удалось выяснить (из интервью с вебмастером сайта insi.ru Девятовой Еленой Викторовной) факт кражи контента удалось обнаружить по одному из ВЧ запросов, который постоянно висел в топе (по Google, Яндексу и Rambler), а тут вдруг соскочил…

Живейшее обсуждение этого вопроса проходило на форуме. Мне интересным показался подход к решению проблеммы в ключе Яндекса:

Только писали не Платону. Позвонили в офис Яндекса, обрисовали ситуацию. Там дали адрес почты, на который и отписались. Сайт-клон вылетел из индекса на следующий день.

Думаю этот материал достоин всестороннего обдумывания… :-)